Вторник, 04.10.2022, 02:29
Вы находитесь на странице: И10Б1305
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Школа №3"

 
Меню сайта
Наш опрос

Мини-чат

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

БИОЛОГИЯ 10 КЛАСС 

Тема: Хромосомная теория наследственности.

Сцепленное наследование генов.

 Алгоритм первого урока: 

  1. По ссылке смотрим видеоурок - https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/osnovy-genetiki/hromosomnaya-teoriya-nasledstvennosti

На занятии мы рассмотрим основные положения хромосомной теории наследственности. Для лучшего восприятия материала начнем изучение с исследований Г. Менделя, а далее узнаем об экспериментах и современной теории наследственности Т. Моргана.

К концу XIX века повысились оптические качества микроскопа, усовершенствовались методы исследования, стало возможным наблюдать поведение хромосом в гаметах и зиготах. В 1875 году Оскар Гертвиг обратил внимание, что при оплодотворении яиц морского ежа происходит слияние двух ядер, спермия и яйцеклетки.

Г. Мендель опубликовал результаты своих исследований 1866 году в журнале Брюннского общества естествоиспытателей. В то время его работа не была оценена, так как данные полученные Менделем нельзя было связать со структурами в гаметах, с помощью которых наследственные факторы передавались от родителей к потомкам. В

1865 году не было изучено ядро, не описаны митоз и мейоз, а о существовании хромосом и ДНК не было представления.

К концу XIX века повысились оптические качества микроскопа, усовершенствовались методы исследования, стало возможным наблюдать поведение хромосом в гаметах и зиготах. В 1875 году Оскар Гертвиг  обратил внимание, что при оплодотворении яиц морского ежа происходит слияние двух ядер, спермия и яйцеклетки.

 

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/319236/93978670_c458_0134_684c_026f34392a47.png   https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/319237/93c790b0_c458_0134_684d_026f34392a47.png

     Оскар Гертвинг (1849-1922)                          Теодор Бовери (1862-1915)

В 1902 году Теодор Бовери показал роль ядра в регуляции признаков организма, а ранее, в 1882 году, Вальтер Флемминг  описал поведение хромосом во время митоза.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/319238/94037ea0_c458_0134_684e_026f34392a47.png

         Вальтер Флемминг (1843-1905)

У человека приблизительно от 30 до 40 тыс. генов и всего 23 хромосомы

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/319240/947318e0_c458_0134_6850_026f34392a47.png

Многообразие генов в хромосомах человека

Все эти гены размещаются на хромосомах. Закон независимого наследования Менделя актуален в случаях, когда гены рассматриваемых признаков располагаются в разных негомологичных хромосомах.

А гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются  сцепленно, независимое наследование не наблюдается.

Американский генетик Томас Морган  создал современную теорию наследственности.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/319241/94a1ab50_c458_0134_6851_026f34392a47.png

    Томас Морган (1866-1945)

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/319242/94df8b60_c458_0134_6852_026f34392a47.jpg

Эксперименты показали, что гены, находящиеся в одной хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету и наследуются сцеплено.  Это явление получило название Закона Моргана.

 https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/319245/95805630_c458_0134_6855_026f34392a47.png

 

  1. Смотрим видеоурок по ссылке : https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/osnovy-genetiki/krossingover-hromosomnye-karty

Кроссинговер происходит в профазу I мейоза. Каждая хромосома находит гомологичную себе и сближается с ней (коньюгирует), образуется бивалент. В биваленте хромосомы удерживаются относительно друг друга в хиазмах. Хиазмы были открыты в 1909 году Франсом Янсенсом.

Генетическое значение кроссинговера разъяснил Томас Морган  в своем предположении:

Кроссинговер (обмен аллелями) происходит в результате разрыва и рекомбинации гомологичных хромосом во время образования хиазм.

При этом процессе гомологичные хромосомы могут обмениваться участками, в результате образуются новые хромосомы, содержащие гены отцовских и материнских хромосом.

Аллели, входящие в группу сцепления, у родительских особей разделяются, образуют новые комбинации генетического материала, которые попадают в гаметы, этот процесс называют генетической рекомбинацией.

Потомки, которые получились из гамет с новыми сочетаниями аллелей, называются  рекомбинантными.

Вероятность кроссинговера для генов  А и С выше, чем для генов В и С и пары генов А и В, потому что частота кроссинговера зависит от расстояния между генами.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/319195/395d1610_c44e_0134_6823_026f34392a47.png

Данные о частотах рекомбинации позволяют создавать генетикам карты, относительного расположения генов в хромосоме.

Хромосомные карты строятся путем прямого перевода рекомбинаций между генами в предполагаемые расстояния на хромосоме.

Если частота рекомбинаций между генами – 4 %, значит, они расположены в одной хромосоме на расстоянии 4 морганид

Морганида – единица расстояния на генетической карте.

Если частота рекомбинаций между генами – 9 %, значит, они расположены на расстоянии 9 морганид  (встречаются задачи в ЕГЭ)

 

 

 

​​​​​​​


МАОУ "Школа № 3" © 2022